Driven to reflection.
Услуга за услугу. Lightny, отбеть
Пьеса «Гроза» вышла как отдельная книга в 1859 году. По началу, произведение задумывалось как комедия, но в процессе его создания, Островский решительно поменял концепцию, и написал одну из замечательнейших драм литературы IXX века. Именно эта пьеса стала началом центральных тем его творчества, а Катерина выделяется как одна из самых обаятельных героинь всех произведений Островского.
Эта пьеса показывает, как ужасна старозаветная жизнь, какое темное прошлое оставила нам древняя Русь в виде идеалов семьи по Домострою. После Островского очень многие поднимали тему распада семьи на заре новых реформ. Новый общественный строй разрушает сложившиеся обычаи и традиции. Это как гроза среди ясного неба для России, и в то же время, это «луч света в темном царстве». Возвращаясь к главной героине, мы можем назвать Катерину символом борьбы со старозаветным прошлым.
Стоит взглянуть на сюжет, и с первого взгляда он удивляет своей незатейливостью и непримечательностью. Молодая купеческая жена воспитанная в самых строгих традициях влюбляется в «порядочного образованного» молодого человека. Изменив мужу, она не выдерживает укоров совести и бросается в Волгу. Но здесь не столько примечательны конфликты социальные, сколько важен конфликт внутри главной героини – Катерины. Он, в лучших традициях великих трагедий, неразрывно связан с конфликтом историческим, складывающимся на данный момент в России.
Внешними факторами и причинами трагедии являются и тирания свекрови – Кабанихи, живущей по старым законам, потерявшим смысл. Это и безволие мужа – Тихона, не желающего бороться с матерью, и уходящего от проблемы с помощью алкоголя. Это и апатия калиновцев, не поддерживающих Катерину в ее вере к богу и в ее желании вырваться из под гнета ситуации.
Калинов является символом проблематики пьесы. С одной стороны – завораживающие пейзажи, а с другой – удушающая атмосфера «тьмы». Это замкнутый мирок, где все живет по-старому, не желая меняться. Здесь правят «самодуры», никого не боясь. Калинов предстает перед глазами читателя как «темное царство». «Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак!» - отзывается о Калинове Борис.
На протяжении всей пьесы Катерина раскрывается перед читателем, посредством внутреннего конфликта. Борьба полученного героиней традиционного воспитания с чем-то неясным и новым для самой Катерины. Вот это «неясное» есть пробуждение обособленности Катерины от других. Это воля, проявившаяся в «неправильной» любви к Борису. Это жажда высвободиться из-под гнета окружения, это желание избавиться от старого патриархального уклада. Отчаянная часть Катерины, представляющая ее традиционность, умоляет Тихона взять ее с собой в поездку, или спросить с нее клятву страшную. Но и Тихон, не совсем соответствующий образу патриархального мужа ничего такого не делает, оставляя жену на произвол свекрови и собственной воли к свободе. Страдания героини, за которыми читатель следит на протяжении всей пьесы, вызваны не столь совестью, сколько отвращением к жизни в домашней неволе.
Большое влияние на концовку трагедии оказало то, что в самый трудный момент ее внутренней борьбы, она ни в ком не нашла поддержки. Не помогают ей и слова любимого Бориса, уступающей ей в духовной силе. Вообще, говоря о степени духовности никто не может сравниться в этом с Катериной. Итак, загнанная в угол собственными принципами и жаждой свободы, она не находит другого выхода, как покончить с собой. Кудряш и Варвара, сбежавшие из Калинова, поступаются моральными принципами ради долгожданной воли. Такой выход неприемлем для Катерины, как для человека высоких моральных ценностей.
Глубину разрывающего Катерину противоречия и конфликта можно увидеть в том выходе, который она предприняла. Самоубийство – единственный грех, который не прощается Богом, ибо раскаяться в нем, принеся покаяние невозможно. Но Катерина идет на этот шаг, с точки зрения веры, обрекая себя на вечную муку. Но, предсмертный монолог Катерины наполнен любовью к природной красоте, теплом. Поэтому, можно сделать вывод, что она отвергает не Божий мир, а «темное царство», сковавшее ее душу.
Судьба главной героини весьма символична – вместе с ней умирает и патриархальный уклад России. Ее смерть наверняка всколыхнула умы калиновцев, а в душе Тихона это событие воскрешает волю и желание бороться с тиранией матери. Неотвратимость смерти Катерины объясняется тем, что это единственный выход сохранить духовность и целостность своей души. И в этом вся суть «бунта» героини, в борьбе с прошлым, в переломном моменте истории нашей страны.
Пьеса «Гроза» вышла как отдельная книга в 1859 году. По началу, произведение задумывалось как комедия, но в процессе его создания, Островский решительно поменял концепцию, и написал одну из замечательнейших драм литературы IXX века. Именно эта пьеса стала началом центральных тем его творчества, а Катерина выделяется как одна из самых обаятельных героинь всех произведений Островского.
Эта пьеса показывает, как ужасна старозаветная жизнь, какое темное прошлое оставила нам древняя Русь в виде идеалов семьи по Домострою. После Островского очень многие поднимали тему распада семьи на заре новых реформ. Новый общественный строй разрушает сложившиеся обычаи и традиции. Это как гроза среди ясного неба для России, и в то же время, это «луч света в темном царстве». Возвращаясь к главной героине, мы можем назвать Катерину символом борьбы со старозаветным прошлым.
Стоит взглянуть на сюжет, и с первого взгляда он удивляет своей незатейливостью и непримечательностью. Молодая купеческая жена воспитанная в самых строгих традициях влюбляется в «порядочного образованного» молодого человека. Изменив мужу, она не выдерживает укоров совести и бросается в Волгу. Но здесь не столько примечательны конфликты социальные, сколько важен конфликт внутри главной героини – Катерины. Он, в лучших традициях великих трагедий, неразрывно связан с конфликтом историческим, складывающимся на данный момент в России.
Внешними факторами и причинами трагедии являются и тирания свекрови – Кабанихи, живущей по старым законам, потерявшим смысл. Это и безволие мужа – Тихона, не желающего бороться с матерью, и уходящего от проблемы с помощью алкоголя. Это и апатия калиновцев, не поддерживающих Катерину в ее вере к богу и в ее желании вырваться из под гнета ситуации.
Калинов является символом проблематики пьесы. С одной стороны – завораживающие пейзажи, а с другой – удушающая атмосфера «тьмы». Это замкнутый мирок, где все живет по-старому, не желая меняться. Здесь правят «самодуры», никого не боясь. Калинов предстает перед глазами читателя как «темное царство». «Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак!» - отзывается о Калинове Борис.
На протяжении всей пьесы Катерина раскрывается перед читателем, посредством внутреннего конфликта. Борьба полученного героиней традиционного воспитания с чем-то неясным и новым для самой Катерины. Вот это «неясное» есть пробуждение обособленности Катерины от других. Это воля, проявившаяся в «неправильной» любви к Борису. Это жажда высвободиться из-под гнета окружения, это желание избавиться от старого патриархального уклада. Отчаянная часть Катерины, представляющая ее традиционность, умоляет Тихона взять ее с собой в поездку, или спросить с нее клятву страшную. Но и Тихон, не совсем соответствующий образу патриархального мужа ничего такого не делает, оставляя жену на произвол свекрови и собственной воли к свободе. Страдания героини, за которыми читатель следит на протяжении всей пьесы, вызваны не столь совестью, сколько отвращением к жизни в домашней неволе.
Большое влияние на концовку трагедии оказало то, что в самый трудный момент ее внутренней борьбы, она ни в ком не нашла поддержки. Не помогают ей и слова любимого Бориса, уступающей ей в духовной силе. Вообще, говоря о степени духовности никто не может сравниться в этом с Катериной. Итак, загнанная в угол собственными принципами и жаждой свободы, она не находит другого выхода, как покончить с собой. Кудряш и Варвара, сбежавшие из Калинова, поступаются моральными принципами ради долгожданной воли. Такой выход неприемлем для Катерины, как для человека высоких моральных ценностей.
Глубину разрывающего Катерину противоречия и конфликта можно увидеть в том выходе, который она предприняла. Самоубийство – единственный грех, который не прощается Богом, ибо раскаяться в нем, принеся покаяние невозможно. Но Катерина идет на этот шаг, с точки зрения веры, обрекая себя на вечную муку. Но, предсмертный монолог Катерины наполнен любовью к природной красоте, теплом. Поэтому, можно сделать вывод, что она отвергает не Божий мир, а «темное царство», сковавшее ее душу.
Судьба главной героини весьма символична – вместе с ней умирает и патриархальный уклад России. Ее смерть наверняка всколыхнула умы калиновцев, а в душе Тихона это событие воскрешает волю и желание бороться с тиранией матери. Неотвратимость смерти Катерины объясняется тем, что это единственный выход сохранить духовность и целостность своей души. И в этом вся суть «бунта» героини, в борьбе с прошлым, в переломном моменте истории нашей страны.
@темы: уч-еба